- -
- -
Начнем с того, что любое органическое топливо - это смесь нескольких углеводородов. Само топливо также должно обладать вполне определенными характеристиками. Так для дизельного топлива важнейшими являются - цетановое число и предельная температура фильтруемости. Но как получить такую волшебную смесь, обладающую всеми необходимыми характеристиками?
Известно, что дизельное топливо вырабатывается из нефти на НПЗ, который представляет из себя большой перегонный аппарат. Нефть нагревается, летучие фракции испаряются, отбираются и конденсируются. Так получаются некие первичные смеси различных углеводородов. Среди них прямогонное дизельное топливо. Его немного, но оно самое качественное. Проблема в том, что его мало.
Для увеличения КПД по дизтопливу более лёгкие и тяжелые фракции подвергают переработке - вакуумной очистке, крекингу. Так удается получить еще некоторое количество топлива, которое смешивают с прямогонным дизельным топливом. Но это еще не всё!
Для того, чтобы пустить такое топливо в продажу, необходимо измерить его характеристики и при необходимости изменить их в ту или иную сторону. Так в результате сложных химических манипуляций получается коммерческое дизельное топливо отвечающее требованиям ГОСТ Р 52368-2005.
Это то самое топливо, что получается в результате смешивания дизельных фракций и корректировки цитанового числа до 50-55 ед. с помощью присадок. Летнее дизельное топливо самое дешевое и чистое, если можно так выразиться. В нем наименьшее количество присадок, что делает его химически более стабильным.
Предельная температура фильтруемости летних сортов А, В, С равна -5°C. Это немного для нашей холодной страны. Однако этого топлива есть существенный плюс - длительный срок хранения. Это особенно важно, когда дизтопливо используется для обогрева недвижимости или для выработки электроэнергии. В этом случае топливо закупается в значительных объемах, а расходуется медленно. Т.о. проблема цены и сроков хранения становится наиважнейшей.
Еще одно свойство, важное для механических агрегатов - смазывающая способность. У летних сортов она выше из-за более высокой вязкости. Вот почему не рекомендуется использовать зимнее дизельное топливо летом.
В нашей стране выпускается несколько сортов и классов зимнего дизеля, однако все они получаются из летнего дизтоплива сорта А с помощью депрессорных присадок. Количество присадок определяет низкотемпературные свойства конечного топлива. Так дизтопливо для Арктики содержит намного больше присадок чем сортовое топливо. Оно и дороже.
Нет никакого смысла сжигать зимнее топливо в обогревательных котлах. Это дорого и неэкологично. Лучший путь - запастись дизтопливом сорта С и обеспечить ему температуру хранения выше или около 0°C. Это не сложно, если оборудовать подземное хранилище и электрический подогрев топливопровода.
Заметим, что из-за большого количества различных присадок, зимнее дизтопливо имеет более которкий срок хранения.
В нашей стране выпуск дизтоплива регламентирован двумя документами: ГОСТ 305-82 и ГОСТ Р 52368-2005. Мало того, действует такжеТехнический Регламент Таможенного Союза от 2011 года. Короче, полная неразбериха. Однако, нас интересует температура!
Согласно ГОСТ Р 52368-2005 дизтопливо делится на сорта по температурным свойствам:
В средней полосе России можно встретить лишь два сорта - С и Е. Остальные сорта практически не выпускаются.
Согласно Техрегламенту выпускается 4 сорта топлива:
Видно, что ДТЕ и ДТЗ практически не отличаются. Поэтому реально встретить лишь ДТЛ, ДТЗ и ДТА. Любой мыслящий человек понимает, что как ни называй топливо, оно от этого не изменится. Так ДТЛ - это то же
самое топливо сорта С, а ДТЗ - сорта Е.